"Групповая и парная работа как способ формирования УУД"

МБОУ Краснознаменская СОШ п.Краснознаменский ЩМР МО

Доклад на ШМО учителей начальной школы.

21.03.2018г

Подготовила: Лихтенберг Н. М.

Справка прилагается

 

«ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД».

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци

Любой учитель стремиться воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А.Цукерман).

 

 Нередко дети чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно.

 Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. 

  • Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах обучения. В группе развиваются и совершенствуются универсальные учебные действия.
  • Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Группа — это собрание людей, включённых
 в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

  • Включением в урок работы в парах и группах, мы даём возможность справиться с заданием более успешно, потому что общение в группе даёт ученикам то, что в принципе не может дать общение со взрослым. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное- иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой, уметь её отстаивать.

Плюсы групповой работы:

При групповой форме организации процесса обучения ребёнок чувствует себя успешным благодаря тому, что:

  • возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении:
  • уменьшаются дисциплинарные трудности;
  • ученики комфортней чувствуют себя в школе, улучшается психологический климат;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, прибавляется теплота, дети начинают лучше понимать друг друга;
  • более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют

Принципы формирования групп:

  • стихийно.
  • по интересам
  • по определённому признаку
  • по выбору «лидера»
  • по выбору педагога

Дети работая группами:

  • решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения;
  • составляют план произведения, инсценируют, готовят коллективный пересказ, пишут продолжение рассказа;
  • разгадывают кроссворды, головоломки.

Виды групповой работы:

  • Работа в парах.
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или «Пазлы».
  • Приём «Зигзаг». (Метод пилы)

Основные противопоказания при организации групповой работы
Нельзя:

  • формировать пару из двух слабых учеников;
  • требовать полной тишины;
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
  • заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала по группам;
  • Групповая работа: знакомство с материалом,
  • планирование работы в группе, распределение заданий ;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  • Заключительная часть: сообщение о результатах работы группы, рефлексия;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи

Алгоритм работы в группе.

  1. Повторение задания для осознанного понимания.
  2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы.
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения. Оформление.
  7. Проговаривание в группе выступления.
  8. Представление решения.

Роли в группе:

  • чтец читает вслух;
  • секретарь — записывает что-то от лица группы;
  • докладчик — у доски рассказывает, что решила группа;
  • хронометрист следит за временем.

Jдним из главных условий качественной работы группы является

 наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать

конфликты и вести грамотный, культурный диалог.

Правила организации групповой работы

  • Говори спокойно и ясно;
  • Говори только по делу;
  • говори по очереди;
  • реагируй жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • обращайся к другу по имени.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:

  • Что ты узнал на уроке?
  • Чему научился?
  • Над чем ещё надо поработать?
  • Какие задания тебе понравились?
  • Какие задания оказались трудными?
  • Достиг ли ты поставленной цели?

Критерии групповой работы:

  • тихо – шумно
  • дружно (нет ссор)
  • правильный ответ
  • активность
  • выбор ролей
  • слушание
  • интересно
  • спор я-я
  • понимание задания
  • нет повторяющихся мыслей
  • все ли работали.

Критерии оценивания

  • Справились полностью или частично.
  • Справились самостоятельно или потребовалась помощь (учитель, карточки)

Игры для сплочения групп

1.Восковая палочка» – групповая сплочённость, индивидуальная агрессивность, тревожность, напряжённость.

2. «Чувство по рукам».
3. «Жмурки» – групповое сплочение, тактильные контакты.

4. «Коллективная сказка» – детские конфликты, ожидания.
5. «Крепость» – агрессия (кто с кем захочет быть в команде).
6. «Модифицированное зеркало» – упражнения для обратной связи.
7. «Путанка» - групповое единство

 Работа в парах.

  • Работу в парах вводим с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель- ученик».
  • Главным становиться умение договориться, умение общаться.

Следующий этап:

  • Научить тренироваться в парах (таблица сложения,устный счёт,взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов.
  • Обсуждение в парах. (Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их).

Работу в парах можно организовать при изучении нового материала, при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду. Немаловажно и то, что групповая работа и работа в парах представляют собой динамическую паузу, не прерывающую структуру урока.

 В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

 

учитель21.03.2018, 2172 просмотра.

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS