МБОУ Краснознаменская СОШ п.Краснознаменский ЩМР МО
Доклад на ШМО учителей начальной школы.
21.03.2018г
Подготовила: Лихтенберг Н. М.
Справка прилагается
«ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД».
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Любой учитель стремиться воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А.Цукерман).
Нередко дети чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
- Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах обучения. В группе развиваются и совершенствуются универсальные учебные действия.
- Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Группа — это собрание людей, включённых
в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
- Включением в урок работы в парах и группах, мы даём возможность справиться с заданием более успешно, потому что общение в группе даёт ученикам то, что в принципе не может дать общение со взрослым. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное- иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой, уметь её отстаивать.
Плюсы групповой работы:
При групповой форме организации процесса обучения ребёнок чувствует себя успешным благодаря тому, что:
- возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении:
- уменьшаются дисциплинарные трудности;
- ученики комфортней чувствуют себя в школе, улучшается психологический климат;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, прибавляется теплота, дети начинают лучше понимать друг друга;
- более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют
Принципы формирования групп:
- стихийно.
- по интересам
- по определённому признаку
- по выбору «лидера»
- по выбору педагога
Дети работая группами:
- решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения;
- составляют план произведения, инсценируют, готовят коллективный пересказ, пишут продолжение рассказа;
- разгадывают кроссворды, головоломки.
Виды групповой работы:
- Работа в парах.
- Мозговой штурм.
- Игра «Продолжи».
- Охота за сокровищами.
- Снежный ком.
- Мозаичная группа или «Пазлы».
- Приём «Зигзаг». (Метод пилы)
Основные противопоказания при организации групповой работы
Нельзя:
- формировать пару из двух слабых учеников;
- требовать полной тишины;
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
- заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- раздача дидактического материала по группам;
- Групповая работа: знакомство с материалом,
- планирование работы в группе, распределение заданий ;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- Заключительная часть: сообщение о результатах работы группы, рефлексия;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи
Алгоритм работы в группе.
- Повторение задания для осознанного понимания.
- Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
- Выдвижение версий всеми членами группы.
- Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
- Совместное принятие решения.
- Анализ решения. Оформление.
- Проговаривание в группе выступления.
- Представление решения.
Роли в группе:
- чтец читает вслух;
- секретарь — записывает что-то от лица группы;
- докладчик — у доски рассказывает, что решила группа;
- хронометрист следит за временем.
Jдним из главных условий качественной работы группы является
наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать
конфликты и вести грамотный, культурный диалог.
Правила организации групповой работы
- Говори спокойно и ясно;
- Говори только по делу;
- говори по очереди;
- реагируй жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- обращайся к другу по имени.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:
- Что ты узнал на уроке?
- Чему научился?
- Над чем ещё надо поработать?
- Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
- Достиг ли ты поставленной цели?
Критерии групповой работы:
- тихо – шумно
- дружно (нет ссор)
- правильный ответ
- активность
- выбор ролей
- слушание
- интересно
- спор я-я
- понимание задания
- нет повторяющихся мыслей
- все ли работали.
Критерии оценивания
- Справились полностью или частично.
- Справились самостоятельно или потребовалась помощь (учитель, карточки)
Игры для сплочения групп
1.Восковая палочка» – групповая сплочённость, индивидуальная агрессивность, тревожность, напряжённость.
2. «Чувство по рукам».
3. «Жмурки» – групповое сплочение, тактильные контакты.
4. «Коллективная сказка» – детские конфликты, ожидания.
5. «Крепость» – агрессия (кто с кем захочет быть в команде).
6. «Модифицированное зеркало» – упражнения для обратной связи.
7. «Путанка» - групповое единство
Работа в парах.
- Работу в парах вводим с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель- ученик».
- Главным становиться умение договориться, умение общаться.
Следующий этап:
- Научить тренироваться в парах (таблица сложения,устный счёт,взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов.
- Обсуждение в парах. (Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их).
Работу в парах можно организовать при изучении нового материала, при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду. Немаловажно и то, что групповая работа и работа в парах представляют собой динамическую паузу, не прерывающую структуру урока.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.