"Средства формирования коммуникативных УУД у учащихся"

МБОУ Краснознаменская СОШ п. Краснознаменский ЩМР МО

Подготовила: Лихтенберг Н. М.

Справка прилагается

 

Актуальность

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным в плане общения.

На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной, способной организовать сотрудничество с разными людьми, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность.

А это значит, что компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.

  1. Из теории коммуникации

— (от англ. communicate -сообщать, передавать) вербальная коммуникация. — целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания. (Психологический словарь).

— обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками в ходе их совместной деятельности; — взаимное информирование субъектов с целью налаживания совместной деятельности.

(Политический словарь)

— (лат. communicatio — от communico — делаю общим, связываю, общаюсь),общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др.знаковых систем).

(Большой энциклопедический словарь)

В определении заложен смысл того, что общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки — это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.

По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).

Действительно, наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого.

В методике социально-психологической адаптации детей к школе, проводимой в начале года представлены показатели по которым можно просмотреть успешность социальных контактов обучающихся и трудности установления контактов в адаптационный период, влекущие за собой трудности адаптации.

показатели

шкала. Поведение на перемене.

2018-2019уч.г.

Высокая игровая активность, участие в подвижных, коллективных играх.

68%

Не могут найти себе занятие, переходят от одной группы детей к другой, активность выражена в малой степени.

14%

Пассивность, избегание других, частые нарушения норм поведения, агрессивность.

18%

показатели

шкала. Взаимоотношения с одноклассниками.

2018-2019 уч.г

Хорошие взаимоотношения с одноклассниками, коммуникабельность.

64%

Общаются только с некоторыми ребятами, предпочитают находиться рядом с детьми, но не вступают в контакт.

22%

Замкнутость, проявление негативизма, изолированность от других. 

14%

показатели

шкала. Отношение к учителю.

2018-2019уч.г.

Проявляют дружелюбие к учителю, стараются понравиться ему, сами обращаются за помощью, заинтересованы на уроках.

61%

Старательно выполняют требования учителя, но не заинтересованы в общении с ним, стараются быть незаметными, за помощью чаще обращаются к одноклассникам.

29%

Избегают контакта с учителем, при общении с ним легко смущаются, теряются, говорят тихо, общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижаются, плачут при малейшем замечании.

10%

Очевидно, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2.Группы коммуникативных действий

Группы коммуникативных УУД

Основные критерии оценивания

Типовые задачи

(методики для изучения)

1.Коммуникация как взаимодействие (интеракция).

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях

— понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;


— ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

6,5 -7 лет


Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман)

10 – 11лет

2.Коммуникация как кооперация.

Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

— умение договариваться, находить общее решение;

— умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Задание «Рукавички» 
.А.Цукерман)

6,5 – 7 лет

3.Коммуникация как условия интериоризации.

Речевые действия, служащие средством коммуникации (передача информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания

— рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

— умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

10 – 11 лет

В Стандарте нового поколения в контексте модернизации подчеркивается важность овладения и использования учителем диагностирующих методик, направленных на изучение уровня имеющихся УУД и динамики их формирования. В то же время анализ современных исследований показал, что проблема разработки диагностических методик для оценки коммуникативных навыков младших школьников стоит достаточно остро.

Предложенные методики под названием «типовые задачи» представленные в пособии под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»

  • представляются несколько недоработанными;
  • не все критерии коммуникативных УУД измеряются данными тестами;
  • при интерпретации и обработке предложенных методик превалирует достаточно субъективный критериально-оценочный подход.

Но данные методики мы используем дополняя их наблюдениями за обучающимися на уроках, перемене, при выполнении групповых работ.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

  1. Система работы над коммуникативными УУД:

1.Проведение групповых занятий-тренингов для первоклассников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период первичной адаптации.

2.Введение курса по психологии «Познай себя» в 1- 4 кл. в рамках дополнительного образования (внеурочной деятельности). Такие развивающие занятия направлены на создание социально-психологических условий для самопознания и познания других людей, на повышение уверенности в себе и своей коммуникативной компетентности, что необходимо для полноценной школьной жизни и успешности ребенка в будущем.

3.Коллективная проектная деятельность

4.Организация игрового взаимодействия на переменах и динамических паузах: на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на психомышечное расслабление, на позитивный настрой, настольные игры.

5.Организация кружковой деятельности во внеурочное время.

6.Организация семейных мероприятий, выполнения семейных заданий.

7.Организация на уроках учебного сотрудничества. 

 Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое (в парах, микрогруппах). Здесь важны такие формы работы, взаимные задания групп; учебный конфликт; обсуждение участниками способов своего действия; групповая работа над проблемной ситуацией; коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповая работа с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверка заданий; игровые технологии; хоровое пение; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов; соревнования команд на уроках физкультуры и др.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие, тревожные или слабые ученики.

Если понимать под личностными результатами достижения уч-ся в учебной деятельности которые можно отразить в результатах мониторинга, а именно уровень сформированнности УУД, успеваемость по предметам, уровень воспитанности, морально-нравственные и ценностные ориентации обучающихся, достижения во внеурочной деятельности, отражающиеся в портфолио уч-ся…, то просматривается такая тенденция: как правило обучающиеся с низкими личностными результатами имеют те или иные нарушения в сфере коммуникации.

Таким образом, хочется подвести итог сказанному:

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

3.1.Технологический процесс групповой работы.

Наиболее значительный вклад в создание модели обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, а также их последователям: В.В. Рубцову и Г.А. Цукерман.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализацию данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах и на этапе анализа и решения УЗ.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниеми т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Сейчас разработано немало программ, направленных на развитие у младших школьников и подростков умения общаться. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Русский язык» или «Ознакомление с окружающим миром» и др.

Для формирования норм общения лучше использовать групповую работу. Организация такой работы является особой педагогической задачей учителя. Первые шаги в налаживании работы в группах предпринимаются уже на этапе адаптации, и в дальнейшем приобретает важное значение для формирования коммуникативного взаимодействия.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих

элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).
  2. Групповая работа  (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);
  3. Заключительная часть  (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).

Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу.

Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».

Другая форма работы предполагает  «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

4.Методы коммуникативных УУД

МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью). Мы — зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.

Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, рефлексивное сочинение по теме (ЧАСТИ РЕЧИ).

Учебный материал разбит на логические части. Они распределяются между участниками группы. Учитель может взять на проверку любую тетрадь и поставить отметку за выполнение задания всей группе. Ребята получают задания разного уровня сложности (детям об этом не сообщается), то есть дети учатся в силу своих способностей, совершенствуют собственные достижения, а слабые ребята получают шанс быть оцененными наравне с сильными учащимися (ведь как один, так и другой сделали что могли.)

МЕТОД «ВЕРТУШКИ»

Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции, характеристику предложения.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.

Организация групповой работы начинается в рамках курса «Первые дни ребенка в школе». Здесь одной из задач является научить детей слушать не только учителя, но и друг друга, для начала, в маленькой (4-5 человек группе). Вначале дети обсуждают друг с другом свои мысли просто. Постепенно вводятся более сложные правила и приемы культурной дискуссии, спора. Организация совместных действий не требует длительного обучения. Здесь, на первых порах вводятся два правила вежливого спора.

  1. Высказав свое, мнение спроси остальных: «Ты согласен?», «А ты как думаешь?»
  2. Если все согласны, можешь действовать. Если мнения разные, спроси: «Почему так считаешь?», «А это можно доказать?»

Другая задача групповой работы – поддержка для робких, создание чувства защищенности, для тревожных детей (ТЫ НЕ ОДИН).

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

 

учитель26.01.2019, 1653 просмотра.

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS