Цель: формировать представления о понятиях: труд, лень;
показать значение труда в жизни человека;
воспитывать желание быть созидателем.
Задачи урока: уяснить понятия :труд и лень;
научиться объяснять и применять в жизни пословицы о труде и лени;
анализировать труд свой и других;
закрепить значимость тщательного труда в любой профессии.
Планируемые результаты:
Предметные УУ
-осознать, что труд важная часть жизни человека.
-усвоить , что труд должен быть тщательным.
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать , сравнивать, делать выводы, работать с информацией, уметь давать оценку своему поведению в повседневной жизни.
Регулятивные:
Соотносить цели и результат своей деятельности, аргументировать свою точку зрения
Коммуникативные:
Строить монологическое высказывание, работать в малых группах, вести диалог,
Личностные:
Осуществлять эмоциональный отклик на прочитанное, услышанное;
выполнять задания;
развивать этические чувства;
анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях;
формировать бережное отношение к труду как к духовной ценности.
Ключевые понятия: труд, лень.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, окружающий мир
Ресурсы:
1.Азбука 1 класс.Учебник для общеобразовательных организаций В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин… Просвещение , 2018г.
2.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности , или «Что такое хорошо , и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1. М.:Издательство РОСТ 2013.
3.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник .Просвещение, 2021г
Ход занятия
1.Этап самоопределения к деятельности.
-Здравствуйте , ребята! Сегодня вас ждет очень важное занятие.
- А теперь положите руку на сердце и повторите за мной слова:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть все прекрасное.
Я есть человек,
Все зависит от меня,
Все в моих руках.
2.Актуализация знаний и мотивация
Давайте посмотрим мультфильм « Ох и Ах».( смотрят фрагмент)
Какими вы увидели главных героев мультфильма?
-Трудолюбивый и ленивый.
- А с каким настроением они выполняли свою работу?
-Трудолюбивый - с радостью , весело, легко, а ленивый – нехотя, с грустью…
- На какого героя вам бы хотелось походить?
-Ответы детей…
3.Постановка учебной задачи
-Можете сформулировать тему сегодняшнего занятия? О чем сегодня будем говорить?
- О труде и лени.
-Что же такое труд? Что такое лень?
-Ребята, взгляните на экран. Все буквы перемешались. Давайте составим из них слово.
-Труд
-А кто-нибудь знает , что такое труд?
- ( высказывания детей)
- Обратимся к словарю В.Даля и сравним ваши ответы.
«Труд» - это занятие, упражнение, дело: всё то , что требует усилий , старания и заботы; всякое напряжение телесных и умственных сил.
- «Труд - это работа над собой»
С христианской точки зрения:
Труд - это и средство пропитания.
Апостол Павел сказал: « Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
Бог трудился, создавая наш мир , и людям завещал трудиться.
« Труд-дело светлое»
Н.Лесков
Знакомство с пословицами о труде.
-О труде люди придумали немало пословиц.
1.Без хорошего труда нет плода.
2.Не поклонясь до земли , и грибка не подымешь.
Работа в парах:
- На парте у вас разобранные пословицы. Ваша задача соединить начало и конец пословицы. Объясните их смысл.
Что посеешь, |
рыбку из пруда |
Без труда не вытащишь |
то и пожнёшь |
Кто любит трудиться, |
тому без дела не сидится |
- Работа должна доставлять удовольствие, приносить пользу людям.
(На экран выводится картинка с изображением Кирилла и Мефодия)
Обратимся к учебнику Азбуки , часть 2 , стр.88.
-О ком этот рассказ?
- О Кирилле и Мефодии , двух братьях.
- Можно ли сказать , что это трудолюбивые люди и почему?
-Были трудолюбивы, создали славянскую азбуку. Это огромный труд. Благодаря им мы теперь можем писать и читать на родном языке.
( На экран выводится картинка с изображением « Труды преподобного Сергия»)
- Познакомьтесь с репродукцией В.М. Нестерова « Труды преподобного Сергия. Фрагмент триптиха.
-Что можете рассказать по картине?
-(Ответы детей).
-А где в нашей жизни мы можем видеть труд людей?
-В строительстве, в росписи и т.д.( ответы детей)
Только труд делает человека человеком. Только труд приносит радость и себе, и окружающим.
6.Открытие нового знания
Назовите антоним к слову ТРУД .
- Лень.
-А что такое лень?
-(Высказывания детей).
Обратимся к словарю.
-Отсутствие желания трудиться, действовать, склонность к безделью.
-Эти пословицы придумали лентяи.
1.От работы не будешь богат, а будешь горбат.
2.Работа не волк, в лес не убежит.
3.Лень , как болезнь, от неё человеку становится только хуже.
- Как же избавиться от лени?
- (Высказывания детей…)
-А в христианстве считается , что ТРУД - это и лекарство, которое прописано человеку Богом.
Послушайте сказку « Как вылечиться от лени?»
Жил да был обыкновенный мальчик.
Однажды подарили ему молоток. А молоток тот был не простой, а волшебный, говорящий.
— Молоток, молоток, давай работать — полку для книг прилаживать! — говорит ему мальчик.
Молоток в ответ:
— Что ты, что ты! Разве не видишь, какая у меня ручка белая? От работы она испачкается. Разве не видишь, какая у меня голова гладкая? От работы она исцарапается.
Год прожил Молоток — ни одного дела не сделал. Заладил своё: жаль ручку белую пачкать!
Однажды мальчик смотрит — вся голова у Молотка покрылась странными рыжими пятнами. Лежит он в ящике — кряхтит:
— 0-хо-хо! Совсем дело худо. Доктора скорей!
Прибежал доктор в белом халате. Осмотрел больного, головой покачал — пилюли горькие-прегорькие прописал. Не помогло.
Прибежал другой доктор в белом халате — микстуру прописал кислую-прекислую.
Не помогло.
Третий доктор глянул на больного — говорит:
— Случай тяжёлый! Это страшная-престрашная болезнь, по-нашему, по-учёному называется «ржавчинус безделиус».
С ней только доктор в синем халате может справиться. Обратитесь в столярную мастерскую.
Прибежал из столярной мастерской доктор в синем халате.
— Не волнуйтесь, — говорит, — вылечим!
Как схватит Молоток за белую ручку, да как примется гвозди заколачивать!
С десяток гвоздей прибил — ржавчины поубавилось.
Ещё десяток — Молоток ещё чище стал.
Поработал часок — Молоток совсем выздоровел. Пропали рыжие пятна, словно их не было: от труда стёрлись.
На прощание доктор в синем халате прописал Молотку и его друзьям-инструментам (а может, не только инструментам?) такой рецепт:
Чтоб инструменты не болели,
Они должны забыть про лень:
Им находиться нужно в деле
Хоть два часа, но каждый день!
7.Первичное закрепление во внешней речи.
-Чему учит эта сказка?
-Трудиться каждый день, чтобы не стать ленивым.
-Какими пословицами вы будете пользоваться в своей жизни?
1.Труд кормит, а лень портит.
2.Терпенье и труд всё перетрут.
3.Без хорошего труда нет плода.
8.Включение в систему знаний.
-Давайте вспомним , какие произведения учат нас не лениться.
Оформляем выставку книг.
Шарль Перро «Золушка»
Самуил Маршак « Двенадцать месяцев»
Русская народная сказка « Морозко»
С.Маршак « Лодыри»
- Каждая профессия связана с трудом?
- Трудиться нужно прилежно. Труд должен приносить пользу .
Игра «Угадай профессию»
-Я буду зачитывать слова, а вы должны назвать профессию.
1.Самолёт, небо, высота ( летчик)
2.Сумка, газета , письмо ( почтальон)
3.Комбайн, поле, зерно ( комбайнёр)
4.Дом , кирпич, цемент ( строитель)
5.Книги, полки, читатель ( библиотекарь)
6.Градусник, витамины, белый халат (врач)…
-Составьте небольшое высказывание на вопрос «Кем бы тебе хотелось быть по профессии?» . Почему?
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле
-У вас еще нет профессии, но , думаю, никого из вас нельзя назвать ленивыми, ведь вы тоже трудитесь. Подметаете пол, моете посуду- значит трудитесь. Ходите в магазин за хлебом, ремонтируете книги, пришиваете себе пуговицу-и тут трудитесь. Но самый главный труд всех детей –учёба в школе. Он вовсе не так –то лёгок, не так-то прост. Недаром же слова «труд» и « трудно» родные братья.
Чем добросовестнее вы учитесь в школе, тем легче вам будет освоить выбранную профессию.
«Народная мудрость»
1.Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
2.Маленькое дело лучше большого безделья.
9.Домашнее задание:
Подумайте, какое доброе дело вы можете сделать на благо других.
10.Рефлексия деятельности
- Ребята, наш урок подходит к концу, вы сегодня очень хорошо старались и работали.
- Давайте же вспомним тему нашего урока?
- А чем мы сегодня занимались?
-Продолжите предложение:
- Мне было приятно с вами работать. До свидания!
Оборудование: проектор , экран, ноутбук, толковый словарь, карточки с пословицами, азбука 1 класс 2 часть., художественная литература: Шарль Перро «Золушка»,Самуил Маршак « Двенадцать месяцев», Русская народная сказка « Морозко»,С.Маршак « Лодыри».
Источники:
1.Запись мультфильма «Ох и Ах» https://yandex.ru/video/preview/8132779054298642477
2.Плакат с изображением Кирилла и Мефодия ( на доске) https://www.yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B8&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru%2F6%2F726697%2Fslide_3.jpg&rpt=simage&lr=10765
Азбука, 1 класс,В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин…, 2 часть, Просвещение , 2018г , стр. 88. ( у каждого)
3.Картинка с репродукцией В.М. Нестерова “ Труды преподобного Сергия» .Фрагмент триптиха.( на экране) https://www.yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F&pos=7&img_url=http%3A%2F%2Fpresent5.com%2Fpresentation%2F-76018148_325176282%2Fimage-19.jpg&rpt=simage&lr=10765
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности , или «Что такое хорошо , и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1. М.:Издательство РОСТ 2013.