"Где зимуют птицы? " Открытый урок по окружающему миру в 1 классе .

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе

на тему: » Где зимуют птицы?»

14/02/19г

 

«Технологическая карта урока»

Таблица 1

ФИО (полностью)

Лихтенберг Нина Михайловна

Место работы

МБОУ Краснознаменская СОШ п.Краснознаменский

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

1 класс

Тема и номер урока в теме

Где зимуют птицы?

Предметная программа

УМК «Школа Росси»

Цель урока:

Формировать знания о зимующих и перелётных птицах.

Формировать умения определять вид птиц

Формировать умения работать с картой.

Определять место зимовки птиц по кольцеванию

Тип урока

Открытие новых знаний

Модель организации УПД младших школьников

Индивидуальная, фронтальная, частично — поисковая

Необходимое оборудование

-Презентация «Птицы зимой» https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=12407209140928711482&text=%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9

Презентация «Покормите птиц зимой»

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=16482890956035399952&text=%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9

— Компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Экран.

 

  Понятийная гроздь. 

Таблица » Формируемые представления»

Понятие

Пояснение

1

Птицы

Группа животных, тело которых покрыто перьями.

 

2

Зимующие птицы

Птицы, которые не улетают, зимующие в наших краях.

3

Перелётные птицы

Птицы, улетающие в тёплые края.

 

4

Кольцевание

Метка, используемая орнитологами для изучения диких птиц.

5

Орнитолог

Ученый, изучающий птиц

Приложение.
1.Письмо от Лебедя.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь, из сказки Андерсена «Гадкий утенок». Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

  1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
  2. Где они укрываются от мороза, чем питаются?
  3. Помогаете ли вы им пережить холода?
  4. Какие птицы улетели на зиму в теплые края и почему?

Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь

 2.Карточка  «Третий лишний»

— Из трех птиц необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.

  • Галка, грач, воробей.    
  • Ласточка, зяблик, дятел.   
  • Ворона, сорока, кукушка.   
  • Сова, голубь, соловей.   
  • Скворец, поползень, журавль.   
  • Стриж, воробей, галка. 

 

 СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1.Адаптационный этап.

-Адаптировать учащихся к деятельности на уроке;

«Конверт с письмом»

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте?

(Ученики  отвечают на вопросы)

-Лебедь. Письмо от лебедя.

-Да, это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

- Кому оно адресовано?

- Нам, первоклассникам Краснознаменской школы.

- Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)

- Письмо.

- А что же пишет нам Лебедь?

Учитель читает письмо ( приложение1)

Ребята, подскажите,

1.Какие птицы остались зимовать в вашей местности?

2.Где они укрываются от мороза, чем питаются?

3.Помогаете ли вы им пережить холода?

4.Какие птицы улетели на зиму в теплые края и почему?

Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь

Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение ( создание проблемной ситуации)

-Скажите, ребята, а почему Лебедь интересуется именно птицами?

- Лебедь - птица

- А кто же такие птицы?

-Птицы – животные ,тело которых покрыто перьями.

-Вот на вопросы Лебедя  в течение урока мы должны будем ответить.

-  Определим тему урока, слова подсказки у нас есть: птицы, зима и вспомните с какого слова начинается наш раздел?

- Птицы, зима, где?  Где зимуют птицы?

2.Основной этап.

Формирование знаний, отношений, действий, опыта;

-Ребята, а как же мы можем узнать то, чего не знаем?

 -Нам поможет учебник, атласы, энциклопедии, интернет.            

- Кто скажет, какие птицы зимуют в наших краях?  (Высказывания  учеников)

Учитель крепит картинки , названных птиц.

- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в зимний  лес, где обитают наши пернатые друзья.

- Если вы придёте в лес с добрыми сердцами, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.

(Показ презентации « Птицы зимой»  6мин )

Разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос.

- Вспомните, с какими птицами вы познакомились. И проверьте, правильны ли были ваши предположения о том, какие птицы остаются зимовать в наших краях.

Добавьте тех птиц, которых вы не назвали.

Если есть лишние картинки – уберите их на другую сторону доски.

Вспомните, что для этих птиц общее?

 -Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.

- Этих птиц, ребята, называют – зимующие (учитель вывешивает слово- зимующие над картинками птиц)

- На какой вопрос из нашего письма мы ответили?

Ученики: - Какие птицы остались зимовать в нашей местности?

Формирование знаний, отношений, действий, опыта;

-Чем же питаются зимующие птицы?

Высказывания детей.

- Семена трав, деревьев или просто крошками хлеба, зерном, крупой, даже остатками каши.

(Презентация « Покормите птиц зимой»5 мин)

- Как можно помочь птицам в зимнее время?

Разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос

- Смастерить кормушки и насыпать в них корм.

-Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить,  изготовить для них кормушки. В саду, в парке, в лесу можно устроить для птиц столовую. Зимой птица должна есть каждые 6 ч, если она не поест через 6 ч, то скоро погибнет.

- А какие кормушки приготовили вы?

(Показ фото кормушек, которые дети изготавливали и развешивали заранее)

-Проверяете свои кормушки?

-Вот  мы с вами ответили на другие вопросы из письма

-Чем питаются птицы?

- Помогаете ли вы им пережить холод?

Формирование знаний, отношений, действий, опыта

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птиц?  А летом?  Как вы думаете? Почему?

(Ответы учеников)

- Итак, одни птицы остаются на своей родине, а другие улетают в тёплые края.

  • Лебедь спрашивает: «Какие птицы улетели в теплые края?»

(Предположения учеников)

-Обратимся к учебнику на с. 16.

Разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос

-Назовите птиц, которых вы не отнесли к зимующим птицам. Как их называют?

-Перелётные птицы. Крепится табличка «Перелётные птицы»

(Вывешивает картинки перелётных птиц)

-  Попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают от нас в тёплые края?

- Для птиц зимой нет корма.

- Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

-Формирование знаний, отношений, действий, опыта

-Где же зимуют перелётные птицы? Выскажите предположения  .В какие страны улетают птицы осенью?

(Высказывания учеников)

-Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку.

-Кто сможет показать Африку на карте?

Работа с картой.

( Показывают Африку на карте)

- Грачи – во Францию.  Утки - в Испанию.

 Кто знает где на карте Франция и Испания? Покажите.

( Показывают Францию, Испанию)

- Скворцы – в Турцию. Журавли - в Индию.

Кто знает где находится Турция и Индия?

(Показывают Турцию и Индию)

-А вот как  узнали учёные,  куда улетают птицы на зиму ,подскажут вам фотографии в учебнике на с.17.

Разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос

Ученики:- На лапку птице надевают кольцо.  На каждом свой номер.

- Действительно , на лапках птиц кольца, на которых не только номер, но и адрес, где были окольцованы птицы. И когда учёные в других странах встречают этих птиц ,сообщают о птицах по адресу на кольце.

Цветами занимается цветовод, пчёлами – пчеловод, а изучением птиц – орнитолог(на доске плакат с новым словом)

Физ.минутка

Птички прыгают, летают.(Прыжки на месте, взмахи руками.)
Птички крошки собирают(Показать, как клюют птички.)
Перышки почистили,

Клювики почистили. (Погладить руки, носики.)

Птички летают, поют, (Взмахи руками.)

Зернышки клюют. (Показать, как клюют птички.)
- Встали все кругом, наберём в ладошки семечек и накормим птиц..Птицы поклевали, пёрышки почистили, крылышки распрямили и развеселились

Творческий этап.

Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения;

1.Работа в Рабочей тетради

- Откройте тетради на странице 14, рассмотрите птичек.

 - Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. У каждой перелётной птицы нарисуйте на лапке кольцо. Укажите линиями названия птиц.

2.Работа с карточками с взаимопроверкой.

Карточки «Третий лишний»

- Из трех птиц необходимо вычеркнуть лишнюю птицу и объяснить свой выбор.

  • Галка, грач, воробей.
  • Ласточка, зяблик, дятел.
  • Ворона, сорока, кукушка.
  • Сова, голубь, соловей.
  • Скворец, поползень, журавль.
  • Стриж, воробей, галка.

-Проверьте у соседа его работу.

Рефлексия

Формировать умения оценивать себя

- Наш урок подошёл к концу. Давайте вместе устно составим ответ Лебедю, а потом я напишу и отправлю письмо.

Здравствуй, Лебедь!

Пишут тебе первоклассники из Краснознаменской школы.

Мы рады помочь тебе!

Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …..

Птиц, которые остались зимовать, называют ….

Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс

- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке “Пернатые друзья”. Благодарю вас за хорошую работу . Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.

- На партах лежат светофорики. Оцените свою работу на уроке.

Домашняя работа

Развитие познавательной активности.

Рассказать родителям ,что нового узнали на уроке.

 

 

метка1, учитель14.02.2019, 2276 просмотров.

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS