Консультация для родителей: "Развитие внимания школьников"

04.12.2018 1221 просмотр

Вид консультирования: групповое, тематическое.

Участники консультирования: родители учащихся младших классов.

Цель консультирования: Выявление причин невнимательности школьников на уроках и создание условий для их устранения в домашней обстановке.

Задачи консультирования:
1. Активизировать работу родителей во время консультации.
2. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении детей.
3. Помочь родителям определить пути повышения свойств внимания учащихся на уроках.

Оборудование: Чистые листы бумаги, ручки.

Предварительная работа:
Педагогу необходимо до консультации провести анкетирование родителей.

Анкеты для родителей

- Ответьте на вопросы анкеты:
1. Отвлекается ли ваш ребенок во время подготовки домашних заданий?
Да.
Нет. 
Затрудняюсь ответить.

2. Часто ли ваш ребенок при диалоге меняет тему беседы?
Да.
Нет. 
Затрудняюсь ответить.

3. Можно ли назвать вашего ребёнка усидчивым? 
Да.
Нет. 
Затрудняюсь ответить.

4. Хотелось бы вам повысить уровень внимания ребенка?
Да.
Нет. 

5. Что вы делаете для развития внимания у ребенка?

Этапы проведения консультирования:
1. Организационный момент (настрой на совместную работу)
2. Сообщение темы консультации.
3. Теоретическая часть консультации.
4. Практическая часть консультации.
5. Осмысление итогов консультации.
6. Итог.

Ход консультирования

1. Организационный момент (настрой на совместную работу).
- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть Вас на консультации.
- Я предлагаю Вам ответить на мои вопросы:
Скажите громко и хором, друзья:
Вы любите деток своих? (Да.)
С работы пришли ВЫ, и сил у Вас нет,
Вы будете лекции слушать? (Нет.)
Я ВАС понимаю. Как быть нам, друзья?
Проблемы деток решать ВАМ нужно? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помогать ВАМ или нет? (Помогать.)

- Я искренне надеюсь на плодотворную, совместную работу с вами.

2. Сообщение темы консультации.
- Уважаемые родители, назовите, на ваш взгляд, 7 важных возможных причин слабой успеваемости ребенка в школе.
Родители называют возможные причины.
- А как вы думаете, невнимательность ребенка, может ли являться одной из причин слабой успеваемости в классе? (Да.)

3. Теоретическая часть консультации.
- Родителя, продолжите, пожалуйста, предложения:
Концентрировать внимание – это означает …
Переключать внимание - это означает …
Распределять внимание – это означает …
Устойчивость внимания – это означает …
Внимание – это познавательный процесс. Важными аспектами внимания у ребенка являются: концентрация, устойчивость, распределение, переключение и объем внимания.
Устойчивость внимания – это способность сохранить определенное время работоспособность в деятельности.
Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания – это осознанный переход от одной деятельности к другой.
По тому, сколько объектов ученик может сознательно удерживать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания.
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях поведения и внешнего вида, как спокойствие, устойчивый взгляд, твердость и уверенность речи и другое.

4. Практическая часть консультации.
- Сегодня мы ведем беседу о том, как повысить внимание вашего ребенка. Я прошу вас нарисовать прямую линию и прошкалировать ее от 0 до 10. 
- А сейчас отметьте на линии свое умение (возможности) помочь ребенку повысить внимание во время работы. Обведите число на шкале в кружок.

1. Упражнение «Быть, делать, иметь».

- А сейчас попробуем с вами заполнить графы таблички:

Коллективное обсуждение заполненной таблички.

- Необходимо помнить, что для развития внимания, надо устранить дома лишние раздражители (музыка, телевизор, компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать к ней интерес и поддерживать положительную мотивацию. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключать внимание ребенка на другие виды деятельности.Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям и интересам. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность: рисование, конструирование, работа с мозаикой, пазлами и много другое.

2. Упражнения и игры для развития внимания у детей. 

Педагог советует выполнять родителям с детьми виды заданий:
1. Рисование узоров по клеточкам.
2. Рисование рисунков с опорой на образец (срисовывания).
3. Вычеркивание (зачеркивание, подчеркивание) заданных букв из текста.
4. Поиск спрятанных в строчках букв:долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопрдятеллевшаноликлитма.
5. Поиск выхода из лабиринтов (по картинкам).
6. Кодирование (Расставить знаки в фигурах по заданному образцу).

3. Рекомендации для родителей.

Рекомендации для родителей.
1. Помогайте детям стать внимательными.
2. Приобретайте развивающие книги и игры, способствующие повышению внимания у детей.
3. Обращайтесь за помощью к специалистам (учитель-дефектолог, педагог-психолог).
4. Играйте с детьми в подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и усидчивость, переключение и сосредоточение внимания.
5. Учите детей наблюдать.
6. Уделяйте больше внимания на общение с ребенком дома.
7. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами.

5. Осмысление итогов консультации.
- А теперь еще раз обратим свое внимание на линию со шкалой. 
- Оцените еще раз свои знания в вопросе повышения уровня внимания у своих детей. Обведите число в кружок. Изменилось число? 
- Стали ли вы более четко представлять, что вам нужно сделать для того, чтобы помочь ребенку?
- Была ли полезна консультация?

6. Итог.
- Благодарю присутствующих родителей за активное участие в жизни детей. Большое спасибо! Надеюсь на дальнейшее плодотворноесотрудничество.До новых встреч!

                                                  Приложение

 

Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях

  1. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ.

  1. Переписать без ошибок, представить, что могли бы означать эти слова:
  • РЕТАБЕРТА  НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
  • РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
  1. Найти среди букв «спрятавшиеся» слова.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ

  1. Разделить «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНОМАШИНАУЧЕНИКЛИНЕЙКАОДЕЯЛОСАМОЛЁТПАРТА

  1. Разделить «склеенные» между собой предложения.

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ.

  1. Вычеркнуть повторяющиеся слова.

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕИСКРЫНЕБОДЕТИМОРЕ

  1. Ответь на вопрос:

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

  1. Где чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

9.Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.

  1. Картинки "Найди отличие".

11.Упражнение "Раскрась вторую половинку".

Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

12.Упражнение "Цифровая таблица".

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25".

1

10

11

18

7

16

20

3

14

22

2

25

9

13

24

12

5

21

4

17

19

23

15

6

8

 

Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания. 

13.Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц. 
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
"А муха - это кто?"

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи... 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны.,

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи, 
Чайки и моржи

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Сойки и ужи.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чайки, пеликаны, 
Майки и орланы. 
Голуби, синицы, 
Цапли, соловьи, 
Окуни и воробьи. 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки, коровы. 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Палки и стрижи, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди и утки - 
и спасибо шутке!

 

  1. Игра "Маленький жук".

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю.Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

  1. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

  1. Упражнение на распределение внимания.

Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами".Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

 

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS