Консультация для родителей: "Как развивать память у детей"

10.01.2019 1480 просмотров

К учителям часто обращаются родители с вопросом, что делать, если у ребенка плохая память?

Постараемся помочь советом. Прежде всего, запомните: память поддается тренировке и развитию.

Вначале следует выявить сильные и слабые стороны своей памяти. Ведь одни, как известно, лучше запоминают материал, который видят своими глазами, - у них зрительный тип памяти, другие хорошо заучивают материал, если делают при этом записи – у них двигательный тип памяти, у четвертых – отдельные типы памяти сочетаются и образуют зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, речедвигательный и другие варианты.

Обычно у каждого человека из многих видов памяти один или два развиты сильнее, остальные – слабее. Часто это является результатом бессознательной тренировки одного типа памяти во время обучения в начальных классах. Например, привыкнув запоминать зрительно странички учебника, вы «эксплуатируете» зрительную память, а слуховая в это время без тренировки слабеет. Поэтому нужно стремиться запоминать материал не одним и тем же привычным способом, а различными, чередовать их. Например, ребенок не должен готовить все задания, молча, читая учебник, но и должен проговаривать прочитанное вслух или шепотом. И здесь потребуется немало настойчивости и силы воли, чтобы отвыкнуть от бывших привычек запоминания.

Главное учить детей правильно планомерно работать. Так, перед подготовкой домашнего задания надо просмотреть и вспомнить все, что было сделано на уроке и дома в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету. Кроме того, это поможет лучше запомнить как старое, так и новое, углубит и понимание того и другого, так как при этом устанавливаются связи нового со старым, что является не только обязательным, но и основным условием глубокого овладения материалом.

Улучшить память можно и независимо от ее типа. Прежде всего надо учитывать несколько условий: ничего с тренировкой памяти не выйдет, если не хватает настойчивости и силы воли. Точно также многое зависит от концентрации внимания: рассеянному человеку не стоит жаловаться на слабую память, виноваты собственная неорганизованность, несобранность. И еще важно – интересует человека или нет то, что он старается запомнить.

Народная пословица гласит: «Повторенье – мать ученья». Это верно, так, как полнее и прочнее запоминается именно то, к чему возвращаются по несколько раз. Однако многие школьники учат уроки в один присест, накануне того дня, на который эти уроки заданы, а на повторение у них совсем не остается времени. Между тем учебный материал запоминается гораздо, если в тот же день когда он был разобран в школе, просмотреть его еще раз дома, не добиваясь полного заучивания. Тогда, вернувшись к нему, во время приготовления уроков, которые будут на следующий день, вы обнаружите, что многое уже знаете и хорошо закрепить его в памяти не составит большого труда.

Чтобы надолго запомнить материал, необходимо найти в нем так называемые опорные пункты, которые потом первыми будут приходить на память. Это основные направления , ведущие формулировки . опорными пунктами могут служить и некоторые части материала с эмоциональной окраской – удачное сравнение, оригинальная мысль, интересный образ и др.

Выделив основные пункты каждой части, надо их связать друг с другом. Очень полезно. Если при этом учащийся наметит план, озаглавив каждую часть.

Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов, потому что, прежде чем выполнить задание, учащийся должен придумать их, найти способ изображения. При этом главное разобрать, что в нем главное, важное, а что дано лишь для примера.

Как лучше всего учить такой материал, который нужно учить дословно, то есть выучить наизусть?

Общими правилами облегчения запоминания являются следующие:

  1. Материал, который не нужно разбирать по смыслу, а адо только выучить наизусть (слова иностранного языка, хронологические даты, списки исключений по русскому языку и пр.), лучше заучивать по возможности вечером, перед сном.
  2. Любой материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все, что только можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до тех пор, пока удается припомнить все, ничего не упустив.
  3. Любой материал по любому предмету нужно делить на две части: самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть крупный и мелкий шрифт, выделения жирным шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно.
  4. Чтобы усвоить материал, обычно нужно прочесть его, например 6 раз, однако не следует делать это подряд, то есть не надо стремиться доучивать материал сразу, в один присест. Педагоги советуют учить уроки не накануне, а заранее.
  5. По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно уметь бегло прочитывать большие порции материала. Уже к периоду обучения в 8-10 классах каждый учащийся должен овладеть высокой скоростью чтения. Ведь даже выделить главное нельзя, если предварительно не «пробежать» материал именно ради его сортировки.
  6. Очень важно делить материал по степени его знакомости: что учащийся знает хорошо, что похуже, а что – совсем не знает. Лучший способ самопроверки при этом – придумывание своего примера или задачи на данный материал. Это можно сделать по любому предмету.
  7. необходимо иметь запас разных методов работы, постепенно расширять арсенал, А не надеяться на один или два приема, которые являются якобы самыми лучшими.

 Развивая память, способности, учитывать свой умственный труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для более плодотворной работы никогда не поздно. Вспомните примеры из истории. Так, в молодые годы Энштейна считали неспособным к математике, и в 11 лет, по мнению своих учителей, он отставал в умственном развитии; Исаак Ньютон был последним учеником в своем классе, пока один остроумец не стал преследовать его бесконечными насмешками и не задел его самолюбия. Сначала оскорбленный Ньютон поколотил его, а вскоре оставил далеко позади в учении.

Итак все дело за вами. И лучше, если вы не будете откладывать это до завтра.

 Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

 Упражнение 1.

       Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

       Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.

        Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 2.

       Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

 Упражнение 3.

      Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

      В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу  рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

       После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

 Упражнение 4

       Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.  

Упражнение 5

Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

 

     Упражнение 6

Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

 

     Упражнение 7.За 20секунд нужно за помнить 10чисел, написанных на доске, а затем записать те , которые удалось запомнить,    например:  43, 12, 31, 81, 72. 15, 4, 96, 10, 37

Для подсчёта результатов необходимо количество правильных ответов умножить на 10

90-100% -отличная память

71-90%-очень хорошая

51-70%-хорошая

31-50- удовлетворительная

8.Повесьте в комнате листок с написанными парами слов. Постарайтесь запомнить попарно и в столбик в той последовательности, в которой они записаны.

  1. Пилот-посадка
  2. Мостовая – асфальт
  3. Гамма – струна
  4. Бемоль – клавиша
  5. Пропеллер - тротуар

Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

 Упражнение 9

Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.

При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

                         Весёлый праздник                      сомнение

                         Радость                                        зависть

                         Гнев                                             сила воли

                         Мальчик-трус                             болезнь

                         Отчаяние                                     успех

                         Быстрый человек                       дружба

                         Скорость                                     смелый поступок

                         Печаль                                         справедливость

                         Вкусный ужин                            хороший товарищ

                         Тёплый ветер                              мороз

 

Методика кратковременной зрительной памяти      Методика Е. Рогова

Даётся таблица с цифрами. Надо постараться запомнить и потом записать как можно большее  количество чисел. Максимальное количество информации- 10 единиц материала. Средний уровень - 6 - 7 единиц

15       39       87       23

94       65       78       46

83       19       94       52

 

  Методика долговременной памяти

Читаете 10слов, например, (стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко)     Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10дней.Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле:  С=В/А * 100%

Где А – общее кол  – во слов;

В – кол – во запомнившихся слов;

С – коэффициент долговременной памяти

75-100% - высокий уровень

50-75%   -средний уровень

30-50%  - низкий уровень

Ниже 30% - очень низкий уровень

                      Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются.  Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

                2   5   4   7   1

                                                 4   1   6   2   3

                                                                                      5   7   9   3   8

    Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  • Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
  • Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
  • Если в одном – то как удовлетворительная.

 

Что может помочь вашему ребёнку в запоминании учебного материала?

 1.Повторение. Научите ребёнка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя

2.Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям , по общим признакам.

3.Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события, вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задаётся вопрос: «Были ли лукошки?»

4.Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.

5.Поиск информации в памяти. (Вспомнить правила, законы, выводы)

 Правила тренировки памяти

  1. Ставь цель запомнить надолго
  2. Заучивай с желанием знать и помнить
  3. Тренируй внимание и наблюдательность
  4. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии  литературу.
  5. Короткие стихи учи целиком, длинные разбивай на отрывки.
  6. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
  7. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день
  8. Начинай повторять до того, как материал начал забываться небольшими частями-
  9. Лучше учить по одному часу 7 дней , чем 7 часов подряд в один день
  10. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. « Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил»

Вы же не хотите быть таким?  Тогда -за дело!

 

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS