Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 2 класса, обучающегося по ФГОС НОО, разработана на основе:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерацииˮ»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , утверждённого приказом № 373 от 6 октября 2009 г. ( с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1576);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Краснознаменской СОШ п. Краснознаменский ЩМР МО;
- Положения « О рабочей программе по учебному предмету (курсу) , программ внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО»,МБОУ Краснознаменской СОШ п. Краснознаменский ЩМР МО , утверждённого приказом № 84/ 5 о/д от 30.08.2019г.
- Авторской программы В.П. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» (издательство: - М.: Просвещение, 2016), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования, УМК «Школа России», прошедшей экспертизу и апробацию;
- Учебник Литературное чтение 2 класс Л.Ф.Климанова и др. -11 изд. Перераб.- М.: Просвещение, 2019.
В соответствии с учебным планом школы на 2019 -2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 учебных недель, 17 часов в год ( 1 час в две недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- пониманию литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознанию значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
- проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
- различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
- уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
- различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
- Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки).
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
- сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой).
- Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради»;
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- формулировать вопросы к собеседнику;
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
- строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.);
- осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- осознание ценностных представлений о своей семье и своей малой Родине;
- осознание своей принадлежности к определённому народу;
- осознание сути новой социальной роли ученика, принятие норм и правил школьной жизни
- простейшие формы самооценки и рефлексии на уроке;
- правила работы в группе, доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки;
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Обучающийся получит возможность сформировать:
- стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
- проявление эмоций в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
- простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;
- этические суждения из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Слово, предложение, словосочетание (9ч)
- Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов),умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
- Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их.
- Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию.. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
- Работа с разными видами текста
- Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
- Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
- Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
- Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Текст Культура общения (8ч)
- Работа с текстом художественного произведения
- Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
- Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
- Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
- Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев
- Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
- Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения .
- Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
- Круг детского чтения
- Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
- Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
- Литературоведческая пропедевтика
- Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
- Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
- Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка.
- Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
- Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
17 часов (1 час в 2 недели).
№ урока
|
Наименование разделов и тем
|
Плановые сроки прохождения
|
Скорректированные сроки прохождения
|
Слово. Предложение. Словосочетание -9 ч
|
1.
|
Слово и его значение. Лексическое значение слова.
Рассказы И.Соколова-Микитова о природе. Главная мысль текста.
|
10.09-13.09
|
|
2
|
Многозначные слова, их употребление в речи.
В.Осеева «Плохо». Заголовок текста.
|
23.09-27.09
|
|
3
|
Прямое и переносное значения слов.
Л.Толстой «Два товарища». Опорные слова.
|
07.10-11.10
|
|
4
|
Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов. Рассказы В.Бурлакова о природе. План текста.
|
21.10-25.10
|
|
5
|
Омофоны. Омоформы. Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста.
|
11.11-15.11
|
|
6
|
Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов.
С.Михалков «Аисты и лягушки». Анализ художественного текста.
|
25.11-29.11
|
|
7
|
Антонимы, их значение в речи. И.Пузанов «Рыбалка». Составление вопросов к тексту.
|
09.12-13.12
|
|
8
|
В.Бахревский «Ласточкино гнездо». Художественные средства выразительности (сравнение).
|
23.12-27.12
|
|
9
|
Фразеологизмы, их значение в речи. И.Соколов-Микитов «На лесной дороге». Слова-синонимы.
|
20.01-1-24.01
|
|
|
Текст. Культура общения – 8 ч
|
|
|
10
|
Л. Яхтин «Силачи»., А Тихонов «Сороки» Текст. Деление текста на части. Опорные слова.
|
03.02-07.02
|
|
11
|
Энциклопедии для детей. Научный стиль. В. Танасийчук «Упорные лососи».
|
17.02-21.02
|
|
12
|
Составление текста по данному плану.
Виды плана. К.Ушинский «Играющие собаки». Ш.Перро «Золушка».
|
02.03-06.03
|
|
13
|
Картинный план. Цитатный план. И. Соколов- Микитов. Рассказы о животных. В.Коржиков «Осенняя прогулка».
|
16.03-20.03
|
|
14
|
Е.Пермяк «Первая рыбка». С.Аксаков «Верный друг». Стили текста.
|
06.04-10.04
|
|
15
|
Типы текста.Сравнение.И.Соколов-Микитов «Белки». В.Кологрив «Кузнечик», В.Коржиков «Осенняя прогулка».
|
20.04-24.04
|
|
16
|
С.Михалков «Не стоит благодарности», С. Юцзунь «Поиски друга».Диалог
|
6.05-8.05
|
|
17
|
Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». Жанры произведения.
|
18.05-22.05
|
|
Итого : 17 ч
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО № 1
Учителей начальных классов
От 29 августа 2019 года
Руководитель ШМО _________Дзюба Н.М.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР ____________Фищенко С.П.
31.08.2019г.
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММЫ НА 2019-2020 УЧ.ГОД
Учитель Лихтенберг Н.М.
Предмет « Литературное чтение на родном языке»
Даты по плану
|
Темы по плану
|
Скорректированная дата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель класса ____Лихтенберг Н.М.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _______________Фищенко С.П.