Литературное чтение на родном языке

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке  для 2 класса, обучающегося по ФГОС НОО, разработана на основе:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерацииˮ»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185ФЗ);
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , утверждённого приказом № 373 от 6 октября 2009 г. ( с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1576);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Краснознаменской СОШ п. Краснознаменский ЩМР МО;
  • Положения « О рабочей программе по учебному предмету (курсу) , программ внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО»,МБОУ Краснознаменской СОШ п. Краснознаменский ЩМР МО , утверждённого приказом № 84/ 5 о/д от 30.08.2019г.
  • Авторской программы В.П. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» (издательство: - М.: Просвещение, 2016), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального  государственного стандарта начального образования, УМК «Школа России», прошедшей экспертизу и апробацию;
  • Учебник Литературное чтение 2 класс Л.Ф.Климанова и др. -11 изд. Перераб.- М.: Просвещение, 2019.

 

В соответствии с учебным планом школы на 2019 -2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 учебных недель, 17 часов в год ( 1 час в две недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • пониманию литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознанию значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.

     Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

 Метапредметные  результаты 
Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
  • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки).
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
  • сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой).
  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради»;
  • сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать вопросы к собеседнику;
  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
  • строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.);
  • осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения;
  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

 Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание ценностных представлений о своей семье  и своей малой Родине;
  • осознание своей принадлежности к определённому народу;
  • осознание сути новой социальной роли ученика, принятие норм и правил школьной жизни
  • простейшие формы самооценки и рефлексии на уроке;
  • правила работы в группе, доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки;
  • готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.

Обучающийся получит возможность сформировать:

  • стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения  словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
  • проявление эмоций в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
  • простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;
  • этические суждения из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.

   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  • Слово, предложение, словосочетание (9ч)
  • Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов),умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
  • Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их.
  • Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию.. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
  • Работа с разными видами текста
  • Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
  • Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.
  • Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.
  • Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Текст Культура общения (8ч)

  • Работа с текстом художественного произведения
  • Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
  • Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
  • Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
  • Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев
  • Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
  • Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения .
  • Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
  • Круг детского чтения
  • Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
  • Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
  • Литературоведческая пропедевтика
  • Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
  • Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
  • Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка.
  • Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
  • Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся чтение по ролям, инсценирование, драматизация.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

17 часов (1 час в 2 недели).

 

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Слово. Предложение. Словосочетание -9 ч

1.

Слово и его значение. Лексическое значение слова.

 Рассказы И.Соколова-Микитова о природе. Главная мысль текста.

10.09-13.09

 

2

Многозначные слова, их употребление в речи.

В.Осеева «Плохо». Заголовок текста.

23.09-27.09

 

3

Прямое и переносное значения слов. 

Л.Толстой «Два товарища». Опорные слова.

07.10-11.10

 

4

Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов. Рассказы В.Бурлакова о природе. План текста.

21.10-25.10

 

5

Омофоны. Омоформы. Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста.

11.11-15.11

 

6

Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов.

С.Михалков «Аисты и лягушки». Анализ художественного текста.

25.11-29.11

 

7

Антонимы, их значение в речи.  И.Пузанов «Рыбалка». Составление вопросов к тексту.

09.12-13.12

 

8

В.Бахревский «Ласточкино гнездо». Художественные средства выразительности (сравнение).

23.12-27.12

 

9

Фразеологизмы, их значение в речи. И.Соколов-Микитов «На лесной дороге». Слова-синонимы.

20.01-1-24.01

 

 

Текст. Культура общения – 8 ч

 

 

10

Л. Яхтин «Силачи»., А Тихонов «Сороки»  Текст. Деление текста на части. Опорные слова.

03.02-07.02

 

11

Энциклопедии для детей. Научный стиль. В. Танасийчук «Упорные лососи».

17.02-21.02

 

12

Составление текста по данному плану.

Виды плана. К.Ушинский «Играющие собаки». Ш.Перро «Золушка».

02.03-06.03

 

13

Картинный план. Цитатный план. И. Соколов- Микитов. Рассказы о животных. В.Коржиков «Осенняя прогулка».

16.03-20.03

 

14

Е.Пермяк «Первая рыбка». С.Аксаков «Верный друг». Стили текста.

06.04-10.04

 

15

Типы текста.Сравнение.И.Соколов-Микитов «Белки». В.Кологрив «Кузнечик», В.Коржиков «Осенняя прогулка».

20.04-24.04

 

 

16

С.Михалков  «Не стоит благодарности», С. Юцзунь «Поиски друга».Диалог

6.05-8.05

 

17

Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». Жанры произведения.

18.05-22.05

 

Итого : 17 ч

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО № 1

Учителей начальных классов

От 29 августа 2019 года

Руководитель ШМО _________Дзюба Н.М.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ____________Фищенко С.П.

31.08.2019г.

                    ЛИСТ КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММЫ НА 2019-2020 УЧ.ГОД

Учитель Лихтенберг Н.М.

Предмет « Литературное чтение на родном языке»

 

Даты по плану

Темы по плану

Скорректированная дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель класса ____Лихтенберг Н.М.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР _______________Фищенко С.П.

учитель02.11.2019, 1990 просмотров.

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS