Окружающий мир УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, обучающегося по ФГОС НОО,разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом №1897 от 17 декабря 2010г. (с изменениями приказ от 31.12.2015 г.          № 1577);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №20 ГОЩ;
  • Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) и внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МБОУ СОШ №20 ГОЩ, утвержденного приказом №  79-о/д  от 27.08.2020г
  • Программы по окружающему миру УМК « Школа России» 1-4 классы 2 изд. для общеобразовательных учреждений , допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией А.А Плешаков (издательство: - М.: Просвещение, 2017)
  • Используемый учебник: Окружающий мир. 3 кл.: 1. Окружающий мир. Учебник 3 кл. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2020г.
  • Рабочая тетрадь 3 класс , в двух частях , А.А.Плешаков, М.Просвещение 2020г.

 

В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год рабочая программа  рассчитана на 68 часов в год , 35 учебных недель  (2 часа в неделю).

  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные

 Учащийся научится:

-   различать что такое тела, вещества, частицы;

-   компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;

- компоненты живой природы: человек, растения, животные, рыбы, микроорганизмы;

-  группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений;

-    растениеводство как составная часть сельского хозяйства;

-  группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки;

-  животноводство как составную часть сельского хозяйства;

-  некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-  взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

-  строение тела человека, его важнейшие органы и их функции, основы личной гигиены.

Учащийся получит возможность научиться:

- различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;

-  устно описывать объекты природы;

-  объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-  подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

-  измерять температуру воздуха с помощью термометра;

-  проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;

-  оперировать с моделями, указанными в программе;

-  изготавливать кормушки 2 – 3 конструкций для птиц; развешивать кормушки;

-  подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;

-  выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

-  в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/не успехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать наполуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в  ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • этических чувств и норм на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы,согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строениии работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережного отношения к материальным и духовным ценностям, осмысления вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68ч)

  1. Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

      Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№п/п

Содержание

проекты

экскурсии

Проверочные работы

Практические

 работы

1

Как устроен мир

1

1

1 (тест)

 

2

Эта удивительная природа

1

1

1

6

3

Мы и наше здоровье

1

 

1 тест, 1 пр. раб.

2

4

Наша безопасность

1

1

1

 

5

Чему учит экономика

1

 

1

3

6

Путешествие по городам и странам

1

 

1 пров. раб, 1 тест

 

 

Итого

6

3

8

11

 

 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 (68 ЧАСОВ,2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

 

№ урока

   Наименование разделов и тем

 

Плановые сроки прохождения

 

Скорректированные сроки прохождения

 

Как устроен мир (6 часов)

1

Природа. Значение природы для людей

01.09-04.09

1.09

2

Природа. Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

 

01.09-04.09

3.09

3

Человек. Общество

07.09-11.09

8.09

4

Российская Федерация. О чём расскажет план.

07.09-11.09

10.09

5

Что такое экология. «Охрана природы».

Экскурсия.

14.09-18.09

15.09

6

Проверочная  работа по теме «Как устроен мир»

14.09-18.09

17.09

Эта удивительная природа (18 час)

7

Звёздное небо.Тела, вещества, частицы.

21.09-25.09

22.09

8

РДР. Метапредметная работа

21.09-25.09

24.09

9

Разнообразие вещества.Воздух и его охрана.

28.09-02.09

29.09

10

Вода и свойства воды

28.09-02.09

1.10

11

Превращения и  круговорот  воды

05.10-09.10

6.10

12

Берегите воду

05.10-09.10

8.10

13

Что такое почва.

12.10-16.10

13.10

14

Разнообразие растений. Растения нашего края..

12.10-16.10

15.10

15

Солнце, растения и мы с вами.

19.10-23.10

20.10

16

Размножение и развитие растений.

19.10-23.10

22.10

17

Охрана растений.

02.11-06.11

3.11

18

Разнообразие животных.

02.11-06.11

5.11

19

Кто что ест.

Проект «Разнообразие природы родного края»

09.11-13.11

10.11

20

Размножение и развитие животных.

09.11-13.11

12.11

21

Охрана животных.

16.11-20.11

17.11

22

В царстве грибов.

16.11-20.11

19.11

23

Великий круговорот жизни.

23.11-27.11

24.11

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Эта удивительная природа»

 

30.11-04.12

1.12

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

Организм человека

30.11-04.12

3.12

26

Органы чувств

07.12-11.12

8.12

27

Надежная защита организма

07.12-11.12

10.12

28

Опора тела и движение

14.12-18.12

15.12

29

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»

14.12-18.12

17.12

30

Дыхание и кровообращение

21.12-28.12

22.12

31

Умей предупреждать болезни

21.12-28.12

24.12

32

Здоровый образ жизни.

14.01-15.01

 

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье»

18.01-22.01

 

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

 

18.01-22.01

 

Раздел «Наша безопасность»  (7 часов)

 

35

Огонь, вода и газ

25.01-29.01

 

36

Чтобы путь был счастливым

25.01-29.01

 

37

Дорожные знаки

01.02-05.02

 

38

Проект «Кто нас защищает»

01.02-05.02

 

39

Опасные места

08.02-12.02

 

40

Природа и наша безопасность.

08.02-12.02

 

41

Экологическая безопасность.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»

 

15.02-19.02

 

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

Для чего нужна экономика

15.02-19.02

 

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

22.02-26-02

 

44

Полезные ископаемые.

22.02-26.02

 

45

Растениеводство

01.03-05.03

 

46

Животноводство

01.03-05.03

 

47

Какая бывает промышленность.

09.03-12.03

 

48

Проект «Экономика родного края»

09.03-12.03

 

49

Что такое деньги.

15.03-19.04

 

50

Государственный бюджет

15.03-19.03

 

51

Семейный бюджет.

29.03-02.04

 

52

Экономика и экология.

29.03-02.04

 

53

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика»

05.04-09.04

 

Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов)

54

Золотое кольцо России

05.04-09.04

 

 

55

Золотое кольцо России

12.04-16.04

 

56

Золотое кольцо России

 

12.04-16.04

 

57

Проект «Музей путешествий»

19.04-23.04

 

58

Наши ближайшие соседи

19.04-23.04

 

59

На севере Европы

26.04-30.04

 

60

Что такое Бенилюкс

26.04-30.04

 

61

В центре Европы

04.05-07.05

 

62

По Франции и Великобритании (Франция)

По Франции и Великобритании (Великобритания)

04.05-07.05

11.05-14.05

 

63

64

На юге Европы

11.05-14.05

 

65

По знаменитым местам мира

17.05-21.05

 

66

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:  « Путешествие по  городам  и странам»

17.05-21.05

 

67

Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края»  

24.05-25.05

 

68

 

Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края»  

24.05-25.05

 

 Итого: 68  ч

 

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММЫ НА 2020-2021 УЧ.ГОД

 

Учитель Лихтенберг Н.М.

Предмет « Окружающий мир »

Даты по плану.

Темы по плану

Скорректированная дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель класса _______Лихтенберг Н.М.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ___________________Фищенко С.П.

лес, учитель02.09.2020, 1137 просмотров.

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS