Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, обучающегося по ФГОС НОО,разработана на основе:
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год , 35 учебных недель (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные
Учащийся научится:
- различать что такое тела, вещества, частицы;
- компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
- компоненты живой природы: человек, растения, животные, рыбы, микроорганизмы;
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений;
- растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
- группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки;
- животноводство как составную часть сельского хозяйства;
- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
- строение тела человека, его важнейшие органы и их функции, основы личной гигиены.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
- устно описывать объекты природы;
- объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
- измерять температуру воздуха с помощью термометра;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
- оперировать с моделями, указанными в программе;
- изготавливать кормушки 2 – 3 конструкций для птиц; развешивать кормушки;
- подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
Учащиеся получат возможность для формирования:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п |
Содержание |
проекты |
экскурсии |
Проверочные работы |
Практические работы |
1 |
Как устроен мир |
1 |
1 |
1 (тест) |
|
2 |
Эта удивительная природа |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
Мы и наше здоровье |
1 |
|
1 тест, 1 пр. раб. |
2 |
4 |
Наша безопасность |
1 |
1 |
1 |
|
5 |
Чему учит экономика |
1 |
|
1 |
3 |
6 |
Путешествие по городам и странам |
1 |
|
1 пров. раб, 1 тест |
|
|
Итого |
6 |
3 |
8 |
11 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(68 ЧАСОВ,2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ урока |
Наименование разделов и тем
|
Плановые сроки прохождения
|
Скорректированные сроки прохождения
|
Как устроен мир (6 часов) |
|||
1 |
Природа. Значение природы для людей |
01.09-04.09 |
1.09 |
2 |
Природа. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». |
01.09-04.09 |
3.09 |
3 |
Человек. Общество |
07.09-11.09 |
8.09 |
4 |
Российская Федерация. О чём расскажет план. |
07.09-11.09 |
10.09 |
5 |
Что такое экология. «Охрана природы». Экскурсия. |
14.09-18.09 |
15.09 |
6 |
Проверочная работа по теме «Как устроен мир» |
14.09-18.09 |
17.09 |
Эта удивительная природа (18 час) |
|||
7 |
Звёздное небо.Тела, вещества, частицы. |
21.09-25.09 |
22.09 |
8 |
РДР. Метапредметная работа |
21.09-25.09 |
24.09 |
9 |
Разнообразие вещества.Воздух и его охрана. |
28.09-02.09 |
29.09 |
10 |
Вода и свойства воды |
28.09-02.09 |
1.10 |
11 |
Превращения и круговорот воды |
05.10-09.10 |
6.10 |
12 |
Берегите воду |
05.10-09.10 |
8.10 |
13 |
Что такое почва. |
12.10-16.10 |
13.10 |
14 |
Разнообразие растений. Растения нашего края.. |
12.10-16.10 |
15.10 |
15 |
Солнце, растения и мы с вами. |
19.10-23.10 |
20.10 |
16 |
Размножение и развитие растений. |
19.10-23.10 |
22.10 |
17 |
Охрана растений. |
02.11-06.11 |
3.11 |
18 |
Разнообразие животных. |
02.11-06.11 |
5.11 |
19 |
Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» |
09.11-13.11 |
10.11 |
20 |
Размножение и развитие животных. |
09.11-13.11 |
12.11 |
21 |
Охрана животных. |
16.11-20.11 |
17.11 |
22 |
В царстве грибов. |
16.11-20.11 |
19.11 |
23 |
Великий круговорот жизни. |
23.11-27.11 |
24.11 |
24 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Эта удивительная природа»
|
30.11-04.12 |
1.12 |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) |
|||
25 |
Организм человека |
30.11-04.12 |
3.12 |
26 |
Органы чувств |
07.12-11.12 |
8.12 |
27 |
Надежная защита организма |
07.12-11.12 |
10.12 |
28 |
Опора тела и движение |
14.12-18.12 |
15.12 |
29 |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» |
14.12-18.12 |
17.12 |
30 |
Дыхание и кровообращение |
21.12-28.12 |
22.12 |
31 |
Умей предупреждать болезни |
21.12-28.12 |
24.12 |
32 |
Здоровый образ жизни. |
14.01-15.01 |
|
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» |
18.01-22.01 |
|
34 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
|
18.01-22.01 |
|
Раздел «Наша безопасность» (7 часов)
|
|||
35 |
Огонь, вода и газ |
25.01-29.01 |
|
36 |
Чтобы путь был счастливым |
25.01-29.01 |
|
37 |
Дорожные знаки |
01.02-05.02 |
|
38 |
Проект «Кто нас защищает» |
01.02-05.02 |
|
39 |
Опасные места |
08.02-12.02 |
|
40 |
Природа и наша безопасность. |
08.02-12.02 |
|
41 |
Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» |
15.02-19.02 |
|
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
|||
42 |
Для чего нужна экономика |
15.02-19.02 |
|
43 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
22.02-26-02 |
|
44 |
Полезные ископаемые. |
22.02-26.02 |
|
45 |
Растениеводство |
01.03-05.03 |
|
46 |
Животноводство |
01.03-05.03 |
|
47 |
Какая бывает промышленность. |
09.03-12.03 |
|
48 |
Проект «Экономика родного края» |
09.03-12.03 |
|
49 |
Что такое деньги. |
15.03-19.04 |
|
50 |
Государственный бюджет |
15.03-19.03 |
|
51 |
Семейный бюджет. |
29.03-02.04 |
|
52 |
Экономика и экология. |
29.03-02.04 |
|
53 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» |
05.04-09.04 |
|
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов) |
|||
54 |
Золотое кольцо России |
05.04-09.04
|
|
55 |
Золотое кольцо России |
12.04-16.04 |
|
56 |
Золотое кольцо России
|
12.04-16.04 |
|
57 |
Проект «Музей путешествий» |
19.04-23.04 |
|
58 |
Наши ближайшие соседи |
19.04-23.04 |
|
59 |
На севере Европы |
26.04-30.04 |
|
60 |
Что такое Бенилюкс |
26.04-30.04 |
|
61 |
В центре Европы |
04.05-07.05 |
|
62 |
По Франции и Великобритании (Франция) По Франции и Великобритании (Великобритания) |
04.05-07.05 11.05-14.05 |
|
63 |
|||
64 |
На юге Европы |
11.05-14.05 |
|
65 |
По знаменитым местам мира |
17.05-21.05 |
|
66
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам» |
17.05-21.05 |
|
67 |
Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края» |
24.05-25.05 |
|
68
|
Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края» |
24.05-25.05 |
|
Итого: 68 ч
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММЫ НА 2020-2021 УЧ.ГОД
Учитель Лихтенберг Н.М.
Предмет « Окружающий мир »
Даты по плану. |
Темы по плану |
Скорректированная дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель класса _______Лихтенберг Н.М.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___________________Фищенко С.П.