Изобразительное искусство УМК" Школа России"

            Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса , обучающегося по ФГОС НОО, разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом № 1897 от 17декабря 2010г ,( с изменениями приказ от 31.12.2015г № 1577);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 20  ГОЩ ;
  • Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) и внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО ФГОС СОО, МБОУ  СОШ № 20 ГОЩ , утвержденного приказом № 79-о/д от 27.08.2020г.
  • Программы по изобразительному искусству. Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений Б. М. Неменского, «Изобразительное искусство. 1-4 классы».
  • Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост. М. В. Буряк; под редакцией Е.С. Галанжиной.М.: Планета, 2016г.;
  • Используемый учебник «Изобразительное искусство»: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских]; под ред. Б. М.Неменского. – 8-е изд. - М: Просвещение,  2020г.

 

В соответствии с учебным планом школы на 2020 – 2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 35 учебных недель( 1ч в неделю).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителем духовной культуры;
  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красота, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
  • использовать элементарные приемы изображения пространства;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
  • называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Обучающие получат возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества;
  • использовать приобретенные навыки общения через выражения художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно- творческого замысла;
  • -анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников, в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме, постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме, в пространстве, украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • способам решения проблем творческого и поискового характера;
  • умению творческого выделения с позиций художника, умение сравнивать, анализировать, выделять главное. Обобщать;
  • логическими действиями    сравнения,      анализа,          синтеза,          обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию;
  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;
  • Обучающие получат возможность научиться:
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

  • чувству гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительному отношению к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • пониманию особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Обучающие получат возможность научиться:

  • художественно-творческому мышлению, наблюдательности и фантазии;
  • общению с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладению навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умению сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умению обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ч)

Вводный урок (1 ч.)

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки, и Мастер Украшения. Художественные материалы.

Искусство в твоем доме (7 ч.)

Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки

Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Мамин платок

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

 

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

Памятники архитектуры – наследие веков

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Фонари на улицах и в парках

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Транспорт в городе

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

         Тема 3. Художник и зрелище (11 ч.)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Афиша, плакат

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Художник и цирк

Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

         Тема 4. Художник и музей (8 ч.)

Музеи в жизни города

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях

Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж

Смотрим знаменитые пейзажи: И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Исторические картины и картины бытового жанра

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.). Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

 

 

                                                                        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Вводный урок

 

2

Искусство в твоем доме

 

3

Искусство на улицах твоего города

 

4

Художник и зрелище

 

11ч

5

Художник и музей

 

Итого

 

34ч

 

                                                                     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(34 ч, 1 ч в неделю)

 

№ п/п

Тема урока

Плановые сроки прохождения

темы

Скорректированные сроки прохождения

темы

Вводный урок- 1ч.

1

Мои впечатления о лете.

01.09-04.09

2.09

Искусство в твоем доме- 7 ч.

2

Твои игрушки.

07.09-11.09

9.09

3

Посуда у тебя дома.

14.09-18.09

16.09

4

Мамин платок.

21.09-25.09

23.09

5

Обои и шторы у тебя дома.

28.09-02.10

30.09

6

Твои книжки.

05.10-09.10

7.10

7

Твои открытки.

12.10-16.10

14.10

8

Труд художника для твоего дома.

19.10-23.10

21.10

Искусство на улицах твоего города -7 ч.

9

Памятники архитектуры.

02.11-06.11

11.11

10

Парки, скверы, бульвары.

09.11-13.11

 

11

Ажурные ограды.

16.11-20.11

18.11

12

Волшебные фонари.

23.11-27.11

25.11

13

Витрины.

30.11-04.12

2.12

14

Удивительный транспорт.

07.12-11.12

9.12

15

Труд художника на улицах твоего города.

14.12-18.12

16.12

Художник и зрелище- 11 ч.

16

Художник в цирке.

21.12-28.12

23.12

17

Художник в театре.

18.01-22.01

 

18

Театральные маски.

25.01-29.01

 

19

Театр кукол.

01.02-05-02

 

20

Театр кукол.

08.02-12.02

 

21

Художник в театре.

15.02-19.02

 

22

Художник в театре.

22.02-26.02

 

23

Конструирование масок.

01.03-05.03

 

24

Афиша и плакат.

09.03-12.03

 

25

Праздник в городе.

15.03-19.03

 

26

Школьный карнавал.

29.03-02.04

 

Художник и музей -8 ч.

27

Музей в жизни города.

05.04-09.04

 

28

Картина-натюрморт.

12.04-16.04

 

29

Рисование натюрморта.

19.04-23.04

 

30

Картина-пейзаж.

Рисование пейзажа.

26.04-30.04

 

31

Картина-портрет.

04.05-07.05

 

32

Картины исторические и бытовые.

11.05-14.05

 

33

Скульптура в музее и на улице.

17.05-21.05

 

34

Художественная выставка.

Обобщение темы.

24.05-28.05

 

Итого : 34 ч

 

 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММЫ НА 2020-2021 УЧ. ГОД

 

Учитель: Лихтенберг Н.М.

Предмет « Изобразительное искусство »

 

 

Даты по плану.

Темы по плану

Скорректированная дата

02.11-06.11

Памятники архитектуры.

 

09.11-13.11

Парки, скверы, бульвары.

11.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель класса ________Лихтенберг Н.М.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ___________________Фищенко С.П.

Эрмитаж, учитель01.09.2020, 739 просмотров.

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS