Русский язык УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому  языку для 3 класса , обучающегося по ФГОС НОО, разработана на основе:

  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом № 1897 от 17декабря 2010г ,( с изменениями приказ от 31.12.2015г № 1577);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 20  ГОЩ ;
  • Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) и внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО,ФГОС СОО МБОУ  СОШ № 20 ГОЩ , утвержденного приказом № 79-о/д от 27.08.2020г.
  • Программы по русскому языку УМК « Школа России» 1-4 классы для общеобразовательных учреждений , допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосова (издательство: - М.: Просвещение, 2017)
  • Используемый учебник Русский язык 3 класс  в 2 частях, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ,М.: Просвещение, 2020г.

      -     Рабочая тетрадь 3 класс , в двух частях , В.П. Канакина , М.Просвещение 2020г.

 В соответствии с учебным планом школы на 2020 – 2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 153 часа в год, 35 учебных недель ( 1 час в  неделю и 4 ч в неделю), за вычетом 17 ч на русский родной язык.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность :

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность :

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Личностные результаты

Обучающийся получит научиться:

  • осознаниею своей этнической и национальной принадлежности;
  • чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

Обучающийся получит возможность научиться :

  • становлению внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • развитию этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ)в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки,в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёти др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать?и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, нои понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания, а также:
  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы нес глаголами;
    • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
  • писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:
  • соединительныеои е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • еи и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  (136ч)

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, опрямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
  • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
  • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
  • запятая при обращении в предложениях;
  • запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Проверка и оценка усвоения программы.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зритель­ные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие из­ложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

III класс – 10 –  12;

Количество слов в текстах, предназначенных для контроль­ных диктантов:

3 класс, в конце первого полугодия года        45- 55

3 класс, в конце года                                         55-65

Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на  15 – 20 слов.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Диктанты

Контрольное списывание

Сочинения

Изложения

Словарный

диктант

 

 

 

 

 

 1

Наша речь и наш язык

2

 

 

 

 

 

2.

Предложение и словосочетание

12

1

 

 

 

 

3.

Слово в языке и речи

20

1

1

1

 

2

4.

Состав слова

17

 

 

1

 

1

5.

Правописание частей слова

24

1

1

 

1

1

6.

Части речи. Общее представление

1

 

 

 

 

 

7.

Имя существительное

32

2

 

2

 

2

8.

Имя прилагательное

17

1

1

1

 

1

9.

Местоимение

6

 

 

 

 

1

10.

 Глагол

14

1

 

 

1

 

 11.

 Повторение

8

 

 

 

 

1

Итого:

 

136 ч

7

3

5

2

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(153 ч в год, 5 ч в неделю , 4 ч в неделю)

 

№ урока

Наименование разделов , тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Язык и речь-2ч

 

1.       

 Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.

01.09-04.09

1.09

2.       

 Наш язык

01.09-04.09

2.09

Текст. Предложение. Словосочетание – 12ч

 

3.       

Текст как единица языка и речи. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

01.09-04.09

3.09

4.       

 Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Виды предложений по цели высказывания.

01.09-04.09

7.09

5.       

  Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

07.09-11.09

8.09

6.       

  Обращение. Предложения с обращением (общее представление).

07.09-11.09

9.09

7.       

  Главные и второстепенные члены предложения.

07.09-11.09

10.09

8.       

  Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

07.09-11.09

 

9.       

  Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.

07.09-11.09

11.09

10.   

  Сложное предложение.

14.09-18.09

14.09

11.   

  Словосочетание (общее представление).

14.09-18.09

15.09

12.   

  Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

14.09-18.09

16.09

13.   

 Входной контрольный диктант.

14.09-18.09

17.09

14.   

Работа над ошибками

21.09-25.09

21.09

Слово в языке и речи -20ч

15.   

 Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о

слове.

21.09-25.09

22.09

16.   

 РДР Метапредметная работа.

21.09-25.09

23.09

17.   

   Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.

21.09-25.09

24.09

18.   

 Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.

21.09-25.09

25.09

19.   

  Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. Словарный диктант № 1

28.09-02.10

2.09

20.   

 Подробное изложение с языковым анализом текста.

28.09-02.10

29.09

21.   

  Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.

28.09-02.10

30.09

22.   

 Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.

28.09-02.10

1.10

23.   

 Имя прилагательное. Глагол.

 

05.10-09.10

5.10

24.   

  Имя числительное (общее представление).

05.10-09.10

6.10

25.   

  Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

05.10-09.10

7.10

26.   

  Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

05.10-09.10

8.10

27.   

 Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу.

05.10-09.10

9.10

28.   

  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.

12.10-16.10

12.10

29.   

 Разделительный мягкий знак . Словарный диктант № 2

12.10-16.10

13.10

30.   

  Орфография. Контрольное списывание текста с пропуском орфограмм

12.10-16.10

14.10

31.   

 Работа над ошибками.

12.10-16.10

15.10

32.   

Контрольный диктант за 1 четверть 

19.10-23.10

19.10

33.   

 Работа над ошибками.

19.10-23.10

20.10

34.   

Проект «Рассказ о слове»

19.10-23.10

21.10

Состав слова- 17ч

 

35.   

 Корень слова. Однокоренные слова.

19.10-23.10

22.10

36.   

 Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

19.10-23.10

23.10

37.   

 Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

02.11-06.11

 

38.   

 Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания.

02.11-06.11

2.11

39.   

  Приставка как значимая часть слова.

02.11-06.11

3.11

40.   

  Значение приставки в слове.

02.11-06.11

5.11

41.   

 Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

09.11-13.11

9.11

42.   

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. Употребление в речи слов с суффиксами.

09.11-13.11

10.11

43.   

Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

09.11-13.11

11.11

44.   

Работа над ошибками

09.11-13.11

12.11

45.   

 Основа слова. Понятие: основа слова.

09.11-13.11

13.11

46.   

 Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.

16.11-20.11

16.11

47.   

Проверочная работа по теме :  « Состав слова»

16.11-20.11

17.11

48.   

Подробное изложение повествовательного текста.

16.11-20.11

18.11

49.   

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

16.11-20.11

19.11

50.   

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Словарный диктант № 3

23.11-27.11

23.11

51.   

  Проект «Семья слов»

23.11-27.11

24.11

Правописание частей слова-24ч

 

52.   

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

 

23.11-27.11

25.11

53.   

 Правописание слов с безударными гласными в корне.

23.11-27.11

26.11

54.   

  Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.Работа с текстом.

23.11-27.11

27.11

55.   

  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

30.11-04-12

30.11

56.   

  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными

на конце слов и перед согласным в корне.

30.11-04-12

1.12

57.   

  Обучающее изложение

30.11-04-12

2.12

58.   

  Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

30.11-04-12

3.12

59.   

 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

 

07.12-11.12

7.12

60.   

Контрольное списывание по теме «Состав слова»

 

07.12-11.12

8.12

61.   

Работа над ошибками.

 

07.12-11.12

9.12

62.   

  Правописание слов с удвоенными согласными.

 

07.12-11.12

10.12

63.   

  Правописание слов с удвоенными согласными.

 

07.12-11.12

11.12

64.   

  Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

14.12-18.12

14.12

65.   

Правописание суффикса –ок после шипящих.

Развитие речи: работа с текстом

14.12-18.12

15.12

66.   

  Административный контрольный диктант по итогам 1 полугодия.

 

14.12-18.12

16.12

67.   

Работа над ошибками

 

14.12-18.12

17.12

68.   

  Правописание приставок в словах. Правописание значимых частей слова.

 

21.12-28.12

21.12

69.   

 Правописание приставок и предлогов в словах.

 

21.12-28.12

22.12

70.   

 Правописание приставок и предлогов в словах. Словарный диктант № 4

21.12-28.12

23.12

71.   

  Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ)в слове.

 

21.12-28.12

24.12

72.   

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

 

21.12-28.12

25.12

28.12

73.   

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ)и мягким (ь)знаками.

 

14.01-15.01

 

74.   

Урок развития речи.

14.01-15.01

 

75.   

Обобщение изученных правил письма.

18.01-22.01

 

Части речи. Общее представление -1ч

 

76.   

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

18.01-22.01

 

Имя существительное -32ч

 

77.   

Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

18.01-22.01

 

78.   

 Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

18.01-22.01

 

79.   

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

18.01-22.01

 

80.   

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

25.01-29.01

 

81.   

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

25.01-29.01

 

82.   

 Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».

25.01-29.01

 

83.   

 Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.  Словарный диктант № 5

25.01-29.01

 

84.   

 Имена существительные, имеющие форму одного числа.

01.02-05.02

 

85.   

Род имён существительных: мужской, женский, средний.

01.02-05.02

 

86.   

 Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах.

01.02-05.02

 

87.   

 Мягкий знак (ь)после шипящих на конце имён существительных женского рода.

01.02-05.02

 

88.   

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

01.02-05.02

 

89.   

Урок развития речи. Обучающее изложение

08.02-12.02

 

90.   

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

08.02-12.02

 

91.   

Работа над ошибками

08.02-12.02

 

92.   

 Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

08.02-12.02

 

93.   

Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

15.02-19.02

 

94.   

 Падеж имён существительных. Словарный диктант № 6

15.02-19.02

 

95.   

 Упражнение в определении падежей

15.02-19.02

 

96.   

Сочинение по картине И.Я.Билибина»Иван-царевич и лягушка-квакушка»

15.02-19.02

 

97.   

Работа над ошибками. Контрольная работа по теме: « Непроизносимые согласные в корне слова»

15.02-19.02

 

98.   

 Именительный падеж имён существительных.

22.02-26.02

 

99.   

Родительный  падеж имён существительных.

22.02-26.02

 

100.                      

 Дательный падеж имён существительных

22.02-26.02

 

101.                      

 Винительный падеж имён существительных

22.02-26.02

 

102.                      

 Творительный падеж   имён существительных.

01.03-05.03

 

103.                      

Предложный падеж имён существительных

01.03-05.03

 

104.                      

Обучающее изложение

01.03-05.03

 

105.                      

 Все падежи

01.03-05.03

 

106.                      

 Развитие речи: сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

01.03-05.03

 

107.                      

  Проверочный диктант по теме «Правописание падежных окончаний  имён существительных»

09.03-12.03

 

108.                      

Работа над ошибками

09.03-12.03

 

Имя прилагательное-17 ч

 

109.                      

 Значение и употребление имён прилагательных в речи.

09.03-12.03

 

110.                      

 Значение и употребление имён прилагательных в речи.

09.03-12.03

 

111.                      

Роль имён прилагательных в речи.

15.03-19.03

 

112.                      

   Контрольный диктант за 3 четверть.

15.03-19.03

 

113.                      

Работа над ошибками

15.03-19.03

 

114.                      

Текст-описание. Словарный диктант № 7

15.03-19.03

 

115.                      

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

15.03-19.03

 

116.                      

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

29.03-02.04

 

117.                      

Число имён прилагательных. Сравнительное описание.

29.03-02.04

 

118.                      

 Падеж имён прилагательных (общее представление).

29.03-02.04

 

119.                      

 Начальная форма имени прилагательного.

29.03-02.04

 

120.                      

 Обобщение знаний об имени прилагательном.

05.04-09.04

 

121.                      

 Контрольное списывание по теме « Имя прилагательное»

05.04-09.04

 

122.                      

Работа над ошибками

05.04-09.04

 

123.                      

 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

05.04-09.04

 

124.                      

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

 

05.04-09.04

 

125.                      

Проект «Имена прилагательные в загадках»

12.04-16.04

 

Местоимение-6 ч

 

126.                      

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.

12.04-16.04

 

127.                      

 Род местоимений 3-го лица единственного числа.

12.04-16.04

 

128.                      

Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

12.04-16.04

 

129.                      

Обсуждение результатов выполнения заданий рубрики «Проверь себя».

19.04-23.04

 

130.                      

Морфология. Словарный диктант № 8

19.04-23.04

 

131.                      

Работа над ошибками.

19.04-23.04

 

Глагол-14ч

 

132.                      

Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.

19.04-23.04

 

133.                      

 Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

19.04-23.04

 

134.                      

 Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.

26.04-30.04

 

135.                      

Неопределённая форма глагола.

26.04-30.04

 

136.                      

 Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

26.04-30.04

 

137.                      

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.

26.04-30.04

 

138.                      

 Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

04.05-07.05

 

139.                      

 Изменение глаголов по временам.

04.05-07.05

 

140.                      

 Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

04.05-07.05

 

141.                      

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о).

 

04.05-07.05

 

142.                      

 Правописание частицы не с глаголами.

04.05-07.05

 

143.                      

 Обобщение знаний о глаголе.

11.05-14.05

 

144.                      

 Обобщение знаний о глаголе.

11.05-14.05

 

145.                      

 Контрольный диктант «Части речи»

11.05-14.05

 

Повторение- 8ч

 

146.                      

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте«Части речи».

11.05-14.05

 

147.                      

 Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное..

17.05-21.05

 

148.                      

 Имя числительное. Имя существительное.

17.05-21.05

 

149.                      

 Правописание слов с изученными орфограммами. Словарный диктант № 9

17.05-21.05

 

150.                      

 Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных.

17.05-21.05

 

151.                      

  Правописание слов с изученными орфограммами.

17.05-21.05

 

152.                      

Повторение изученного материала.

24.05-28.05

 

153.                      

Повторение изученного материала.

24.05-28.05

 

 

Итого: 153 ч

 

 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ ПРОГРАММЫ НА 2020-2021 УЧ,ГОД

 

Учитель Лихтенберг Н.М.

Предмет « Русский язык»

 

Даты по плану

Темы по плану

Скорректированная дата

02.11-06.11

Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

 

02.11-06.11

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания.

2.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель класса ________Лихтенберг Н.М.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ___________________Фищенко С.П.

осень, учитель02.09.2020, 686 просмотров.

Версия для печати

Copyright © 2019 Лихтенберг Нина Михайловна. Работает на HostCMS